Понедельник, Сентябрь 24, 2018
Домой НОВОЕ НА САЙТЕ Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

0
179

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Иллюстрация к статье о богатых американцах, посещающих трущобы, 1885 год.
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

Трущобный туризм, или слам-туризм, — развлечение, которое в 80-х годах XIX века привезли в США британцы. Вначале прогулки обеспеченных горожан по трущобам были формой протеста против неравенства, но вскоре потребительская культура поглотила протест, и слам-туризм стал не более чем еще одним способом получить острые ощущения.

О том, как этим хитро пользовались жители трущоб, рассказало издание Atlas Obscura.

В сентябре 1884 года издание The New York Times выпустило статью под заголовком «Модная лондонская мания достигла Нью-Йорка». В ней сообщалось, что прогулки по иммигрантским районам определенно станут новым увлечением «наших красавиц» зимой 1884 года.

В той или иной форме трущобный туризм сохранялся в США до Второй мировой войны. Позже, с появлением жилья в пригородах и телевидения, о нем стали забывать, однако к 1980-м годам он снова обрел популярность. На этот раз богатые американские туристы заинтересовались трущобами в таких странах, как Индия, ЮАР, Бразилия и Аргентина.

Однако конце ХХ века подобные прогулки вызвали осуждение и полемику в обществе. Некоторые видели в таких экскурсиях расизм и упоение чужой нищетой. Другие считали, что туристы помогают нищим районам, оставляя в них (но в первую очередь у туроператоров) свои деньги. Последний аргумент справедлив: туристы действительно улучшают экономическую обстановку. Однако многие по-прежнему обвиняют трущобный туризм в восприятии бедности как развлечения.

Совсем иначе это явление воспринималось в Лондоне XIX века, когда богатые люди гуляли по бедным или иммигрантским районам в знак «требования реформ». Иногда в ходе этих реформ чинили освещение на улицах или вентиляцию в домах. Иногда даже мыли фасады. Чаще же благотворители просто дарили беднякам цветы.

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Парк-авеню, 1900 год.
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

«Какое счастье, должно быть, испытывали эти страдальцы, заключенные в этих развалинах, когда получали свои цветы!» — иронизировала Times.

Американские любители прогулок по трущобам быстро забыли об английской сознательности. Гарлем и Нижний Ист-Сайд стали излюбленными местами для экскурсий. Богатые зеваки видели то, что казалось им непостижимой нищетой. В то время Нью-Йорк был самым густонаселенным городом в мире: плотность населения кое-где в Нижнем Ист-Сайде достигала 800 человек на акр (0,4 га). Леди и джентльмены направлялись в бедные кварталы, чтобы, по словам NYT, посмотреть на людей, «о которых они слышали, но знали не больше, чем о жителях экзотических стран».

Многое из того, что попадалось им на глаза, действительно было обыденной жизнью обитателей трущоб. Однако сами жители увидели в туристах возможность заработать. Вскоре в трущобах выросла целая индустрия, которая давала зрелища тем, кто хотел их, и попутно заставляла их тратить деньги. Трущобные туристы отправлялись в свои походы, чтобы увидеть потасовку или хотя бы найти подтверждение своим расовым или сексуальным стереотипам. Они хотели видеть грязных, распущенных, первобытных людей.

Сами жители трущоб, конечно, были недовольны таким отношением к себе, однако там, где был спрос, была и возможность заработать.

В трущобах начали открываться «аутентичные» заведения, которые работали до поздней ночи, чего обычно не требовалось простым жителям этих районов. Клиентами этих кафе и баров были именно богатые туристы. Причем ресторанчики в Китайском квартале совсем не обязательно могли принадлежать китайским иммигрантам.

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Открытка с видами Чайнатауна, 1911 год.
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

«Как правило, ими управляли итальянцы или евреи», — писал Чед Хип в своей книге «Трущобный туризм: сексуальные и расовые контакты в американской ночной жизни, 1885–1940».

Многие заведения подавали как китайское рагу (chop suey — упрощенный вариант традиционной кантонской лапши), так и вполне привычные блюда американской кухни. Со временем китайское рагу стало настолько популярно, что сначала появилось в заведениях за пределами Китайского квартала, а затем и по всей стране.

Более обеспеченные туристы часто нанимали гидов или присоединялись к организованным группам. Гидами чаще всего нанимались предприимчивые молодые люди, которые водили публику по салунам и борделям, предназначенным специально для туристов. Они подавали себя как важнейших посредников между американцами и жителями экзотических районов и рекламировали свои услуги в газетах. Некоторые даже официально регистрировали свой бизнес.

Одним из самых известных таких гидов был Чак Коннорс, который объявил себя мэром Китайского квартала и проводил экскурсии для таких знаменитостей, как актриса Эллен Терри или чайный магнат Томас Липтон. Коннорс стал известен благодаря своей книге Bowery Life, которая вышла в 1904 году и была написана на выдуманном автором диалекте. Он водил своих клиентов в китайский ресторан, популярный китайский театр, храм на Мотт-стрит, а также в место, которое туристы считали опиумным притоном — заведение, по которому слонялись якобы одурманенные китайцы с расширенными зрачками.

Посетители не могли поверить своим глазам и имели на это полное право. Притон был не более чем постановкой. Там работали актеры, которые изображали опиумный дурман на потеху публике и за долю с билетов. В настоящие притоны не пускали случайных гостей, с гидом или без него. Туда могли попасть только курильщики. От опиума в начале XX века были зависимы многие, но точно не благодаря Коннорсу и его постановкам. Однако его клиенты покидали притон с ощущением, что увидели нечто запретное, декадентское и даже опасное.

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Так выглядел настоящий опиумный притон в начале ХХ века.
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

Когда туристы выходили из притона, на улице могла возникнуть потасовка. Нью-йоркские газеты много писали о «войнах тонгов» — столкновениях между китайскими бандами. Как только раздавались выстрелы, туристы ощущали вкус опасности. И конечно, не догадывались, что смотрят шоу, специально запланированное к их появлению и поставленное так, чтобы шокировать их. Многие даже были разочарованы, если конфликта не случалось.

«Они выдумали о Китайском квартале столько небылиц, что расстраивались, если не оказывались свидетелями погони или перестрелки», — вспоминал бывший нью-йоркский полицейский Корнелиус Уиллемс.

В 1908 году вышел фильм The Deceived Slumming Party («Одураченные туристы») — сатира на подобные экскурсии. Герои фильма видят несколько шокирующих сцен: полицейский рейд, самоубийство зависимой от опиума женщины, уличная ссора, которая заканчивается убийством. В конце фильма туристов вывозят из опасного квартала, а их гид бежит обратно, чтобы заплатить актерам, которые разыгрывали все эти сцены. Характерно, что китайцев в фильме играют белые актеры в расистском желтом гриме.

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Вывеска представления, иронизирующего над новым увлечением нью-йоркцев
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

В Сан-Франциско подобные экскурсии в конце концов запретили.

Настоящей опасности было немного. В 1910 году полиция направила в Виллидж своего агента, который позже заявил, что там «не опаснее, чем на утреннике в воскресной школе». Сложно сказать, понимали ли сами туристы, что их дурачат, так как свидетельств из первых рук почти не осталось. Хип предполагает, что в трущобах происходило немало незапланированных, по-настоящему необычных ситуаций, но туристы все равно не могли отличить их от постановок.

«Слам-турист обычно платит за то, чтобы другие делали вещи, которые он сам никогда в жизни бы не сделал. Но те, кому он платит, тоже бы не стали делать это бесплатно», — писал поэт Джеймс Кларенс Харви в 1905 году.

Людям нужен был спектакль, и они получали его.

Многих жителей трущоб раздражали попытки заработать на зеваках. Однако, кроме насмешек, им нечего было противопоставить чуши, которую демонстрировали наивным туристам.

Перестрелки, притоны и другие выдумки: как жители трущоб Нью-Йорка дурачили туристов

Чайнатаун, 1900 год.
Фото: LIBRARY OF CONGRESS

Конечно, то, как представляли себе жизнь в трущобах и этнических кварталах богатые ньюйоркцы, не имело никакого отношения к действительности. Но со временем это ложное впечатление и само стало действительностью. Китайское рагу никогда не готовили в Китае, но оно стало культовым американским блюдом.

«Многие заведения в Китайском квартале создавали свою собственную аутентичность, — рассказывает Хип. — Они не преследовали цели возродить дух Китая. Напротив, это было что-то новое».

Любители трущобного туризма искали именно новых ощущений — для этого они и покидали свои благополучные районы.

Перевод подготовило издание Perito Burrito.

Источник:  Atlas Obscura